Вопросы к экзамену
«Технологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности»
Бакалавриат, 4 курс
1.Объект, предмет, задачи методики обучения безопасности жизнедеятельности. Принадлежность методики обучения к педагогике, ее связь с психологией и естественнонаучными дисциплинами.
2.Идеи и цели школьного образования по безопасности жизнедеятельности. Нормативные документы, регламентирующие образование в школе.
3.Принципы отбора содержания образования в основной школе.
4.Содержание образования по безопасности жизнедеятельности как система научных знаний, умений и навыков, общечеловеческих ценностей.
5.Психолого-педагогические основы формирования личности безопасного типа поведения в содержании образования по безопасности жизнедеятельности.
6.Взаимосвязь познавательного, деятельностного и ценностного компонентов содержания образования в основной общеобразовательной школе.
7.Модульная организация учебного материала и учебного процесса. Роль учителя в отборе содержания и его готовность к введению новых элементов содержания на основе междисциплинарной интеграции естественнонаучных знаний.
8.Технологизация как ведущая тенденция развития образования по безопасности жизнедеятельности в школе. Сущность и особенности образовательных технологий.
9.Технология программированного обучения: цели, принципы, организация, возможности применения.
10.Личностно-ориентированные технологии обучения: обучение в сотрудничестве, проектное обучение,
11. Применение игровых, исследовательских технологий в обучении безопасности жизнедеятельности
12.Основные положения и принципы конструирования содержания школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»: интеграция учебного содержания на основе межпредметных связей; дифференциация учебной информации с целью сохранения внутренней структуры учебной дисциплины; практическая направленность.
13.Познавательный компонент содержания. Система знаний: направлений безопасности, закономерностей, понятий, фактов. «Безопасность» как системообразующее понятие.
14.Деятельностный компонент содержания. Умения, раскрывающие алгоритм действия в условиях чрезвычайных ситуаций: идентификация опасности, защита от воздействия экстремальных факторов и ликвидация последствий.
15.Ценностный компонент содержания: ценность и единство природы, устойчивость жизни; природа как универсальная ценность; жизнь как абсолютная ценность; здоровье, здоровый образ жизни, ответственность за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих, гуманизм, культура безопасного поведения.
16.Понятие методы обучения. Классификация методов обучения. Понятие методические приемы обучения ОБЖ, их классификация.
17.Закономерности выбора методов обучения в учебно-воспитательном процессе по ОБЖ. Развитие методов обучения.
18. Применение активных, интерактивных, практических, полевых методов в процессе обучения ОБЖ в основной школе.
19.Понятие формы обучения безопасности жизнедеятельности. Классификация форм обучения, их взаимосвязь.
20.Специфические особенности и структура урока ОБЖ. Требования к современному уроку безопасности жизнедеятельности.
21. Виды уроков и практических занятий по ОБЖ в основной школе. Методические требования к проведению уроков по ОБЖ
22.Экскурсии по ОБЖ. Признаки экскурсии как формы обучения ОБЖ. Методика проведения экскурсий в разные типы организаций (музеи, учреждения ГО, МЧС и др.).
23.Лекции, конференции, семинарские занятия по ОБЖ.
24.Учебные тренировки и комплексные учения по БЖ и ГО.
25.Внеклассная и внешкольная работа по ОБЖ. Массовая , групповая и индивидуальная формы внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности.
26.Материальная база обучения ОБЖ. Организация кабинета ОБЖ, спортивной площадки и полосы препятствий; планирование и проведение групповых и индивидуальных занятий учащихся в них.
27.Оценивание результатов процесса обучения ОБЖ. Критерии и формы оценивания учебных и личностных достижений учащихся по безопасности жизнедеятельности.Дифференциация оценивания по видам работ, введение самооценивания и взаимооценивания
28.Методическое обеспечение процесса обучения ОБЖ. Перспективное и тематическое планирование. Развернутый план и конспект урока. Подготовка к уроку.
29. Организация внеклассных занятий и уроков с разновозрастными группами учащихся в процессе обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
30.Организация профориентационной работы с учащимися в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
31.Особенности профильного обучения. Проектирование элективных курсов.
32.Работа преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности по профилактике аддитивного поведения учащихся.
Литература:
1. Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Дрофа; ДиК, 2000. – 320 с.
2. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И.. Основы безопасности 5-11классы. – М.: Дрофа, 2002.
3. Мардерфельд В.Л. Рабочие материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – СПБ.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002. – 232 с.
4. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя/Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
5. Микушин Г. Обучение на уроках ОБЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 1999. № 12.
6. Михайлов Л. А. Теоретические и методические подходы к подготовке специалиста в области безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе: Монография. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003. – 270 с.
7. Михайлов Л.А., Копылов Н.Д., Щеголев И.А. и др. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Методическое пособие для учителя. 7 – 9 кл.: 2-е изд. – СПб.: «Специальная литература», 1998. – 272 с.
8. Михайлов Л.А., Старостенко А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика обучения: 5 – 6 кл.: Пособие для учителя. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 240 с.
9. Репин Ю.В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. – Екатеринбург, 2003.
10. Программно-методические материалы «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 – 11 классы. / Б.И. Мишин. – М.: Изд-во Дрофа, 1998.
11.Научно методические журналы «Основы безопасности жизни. ОБЖ».