Приветствую Вас, Гость · RSS Среда, 18.06.2025, 17:40








Главная » 2012 » Июль » 8 » Технологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности. бакалавриат, 4 курс
07:33
 

Технологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности. бакалавриат, 4 курс

Вопросы к экзамену

«Технологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности»

Бакалавриат, 4 курс

1.Объект, предмет, задачи методики обучения безопасности жизнедеятельности. Принадлежность методики обучения к педагогике, ее связь с психологией и естественнонаучными дисциплинами.

2.Идеи и цели школьного образования по безопасности жизнедеятельности. Нормативные документы, регламентирующие образование в школе.

3.Принципы отбора содержания образования в основной школе.

4.Содержание образования по безопасности жизнедеятельности как система научных знаний, умений и на­выков, общечеловеческих ценностей.

5.Психолого-педагогические основы формирования личности безопасного типа поведения в содержании образования по безопасности жизнедеятельности.

6.Взаимосвязь познаватель­ного, деятельностного и ценностного компонентов содержания образования в основной общеобразователь­ной школе.

7.Модульная организация учебного материала и учебного про­цесса. Роль учителя в отборе содержания и его готовность к вве­дению новых элементов содержания на основе междисциплинар­ной интеграции естественнонаучных знаний.

8.Технологизация как ведущая тенденция развития образования по безопасности жизнедеятельности в школе. Сущность и особенности образова­тельных технологий.

9.Технология программированного обучения: цели, принципы, организация, возможности применения.

10.Личностно-ориентированные технологии обучения: обучение в сотрудничестве, проектное обучение,

11. Применение игровых, исследовательских технологий в обучении безопасности жизнедеятельности

12.Основные положения и принципы конструирования содержания школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»: интеграция учебного со­держания на основе межпредметных связей; дифференциация учебной информации с целью сохранения внутренней структуры учебной дисциплины; практическая направленность.

13.Познавательный компонент содержания. Система знаний: направлений безопасности, закономерностей, понятий, фактов. «Безопасность» как системообразующее понятие.

14.Деятельностный компонент содержания. Уме­ния, раскрывающие алгоритм действия в условиях чрезвычайных ситуаций: идентификация опасности, защита от воздействия экстремальных факторов и ликвидация последствий.

15.Ценностный компонент содержания: ценность и единство природы, устойчивость жизни; природа как универсальная цен­ность; жизнь как абсолютная ценность; здоровье, здоровый образ жизни, ответственность за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих, гуманизм, культура безопасного поведения.

16.Понятие методы обучения. Классификация методов обучения. Понятие методические приемы обучения ОБЖ, их классификация.

17.Закономерности выбора методов обучения в учебно-воспитательном процессе по ОБЖ. Развитие методов обучения.

18. Применение активных, интерактивных, практических, по­левых методов в процессе обучения ОБЖ в основной школе.

19.Понятие формы обучения безопасности жизнедеятельности. Классификация форм обучения, их взаимосвязь.

20.Специфические особенно­сти и структура урока ОБЖ. Требования к современному уроку безопасности жизнедеятельности.

21. Виды уроков и практических за­нятий по ОБЖ в основной школе. Методические требования к проведению уроков по ОБЖ

22.Экскурсии по ОБЖ. Признаки экскурсии как формы обучения ОБЖ. Методика проведения экскурсий в разные типы организаций (музеи, учреждения ГО, МЧС и др.).

23.Лекции, конференции, семинарские занятия по ОБЖ.

24.Учебные тренировки и комплексные учения по БЖ и ГО.

25.Внеклассная и внешкольная работа по ОБЖ. Массовая , групповая и индивидуальная формы внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности.

26.Материальная база обучения ОБЖ. Организация кабинета ОБЖ, спортивной площадки и полосы препятствий; планирование и проведение групповых и индивидуальных заня­тий учащихся в них.

27.Оценивание результатов процесса обучения ОБЖ. Критерии и формы оценивания учебных и личностных достижений учащихся по безопасности жизнедеятельности.Дифференциация оценивания по видам работ, введение самооценивания и взаимооценивания

28.Методическое обеспечение процесса обучения ОБЖ. Перспективное и тематическое планирование. Развернутый план и конспект урока. Подготовка к уроку.

29. Организация внеклассных занятий и уроков с разновозрастными группами учащихся в процессе обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

30.Организация профориентационной работы с учащимися в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

31.Особенности профильного обучения. Проектирование элективных курсов.

32.Работа преподавателя-организатора безопасности жизнедеятельности по профилактике аддитивного поведения учащихся.

Литература:

1. Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Дрофа; ДиК, 2000. – 320 с.

2. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И.. Основы безопасности 5-11классы. – М.: Дрофа, 2002.

3. Мардерфельд В.Л. Рабочие материалы по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – СПБ.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002. – 232 с.

4. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя/Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.

5. Микушин Г. Обучение на уроках ОБЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 1999. № 12.

6. Михайлов Л. А. Теоретические и методические подходы к подготовке специалиста в области безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе: Монография. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003. – 270 с.

7. Михайлов Л.А., Копылов Н.Д., Щеголев И.А. и др. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Методическое пособие для учителя. 7 – 9 кл.: 2-е изд. – СПб.: «Специальная литература», 1998. – 272 с.

8. Михайлов Л.А., Старостенко А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика обучения: 5 – 6 кл.: Пособие для учителя. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 240 с.

9. Репин Ю.В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. – Екатеринбург, 2003.

10. Программно-методические материалы «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 – 11 классы. / Б.И. Мишин. – М.: Изд-во Дрофа, 1998.

11.Научно методические журналы «Основы безопасности жизни. ОБЖ».

Просмотров: 1791 | Добавил: almorepe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Бесплатный конструктор сайтовuCoz
Copyright MyCorp © 2025